Волк Е. А.
аспирант 2 года
Белорусский
государственный педагогический
университет им.
М. Танка, г. Минск
Науч. рук.:
Данилович Т. В., к. филол. н., доцент
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ
ОБРАЗЫ В СБОРНИКЕ РАССКАЗОВ И ПОВЕСТЕЙ «КОНЕЦ СВЕТА С ВАРИАЦИЯМИ»
Анималистическая тема занимает
важное место в мировой литературе. Писатели вплетают в канву произведений животные
мотивы и образы, чтобы с помощью аллегорического изображения зверей определить
место и роль человека в космосе и выявить аспекты
его взаимодействия с животным миром.
Анимализм (от лат. animal – «животное») в литературе определяется
как «художественное изображение животных, птиц, растений и т. д. через призму
человеческого мироощущения, наделения их возможностями человеческого характера»
[4, с. 42]. Как правило, анималистика несет в художественных текстах
«философскую, символическую и экспрессивную нагрузку» [1]. Животные образы
можно условно разделить на
анималистические и бестиарные (от лат. bestia
– «зверь), где анимализм предполагает очеловечение животных и наделение их антропоморфными
чертами, а в бестиализме заложен «мотив сражения человека со зверем»: фантастический,
реально не существующий «зверь роковым образом противопоставлен человеку» [5, с. 100].
Анималистическая тема традиционно играет
значительную роль в художественном осмыслении темы конца света. Образы животных
появляются еще в архаических мифах о гибели всего сущего[1] и
продолжают фигурировать в эсхатологическом дискурсе по сей день. Современные
писатели широко обращаются к анималистическим и бестиарным образам, чтобы
выявить тесную взаимосвязь человека и природы или же, наоборот, подсветить
нравственную деградацию и животное существование людей, сигнализирующие о
кризисном состоянии общества и скором наступлении исхода времен.
В сборнике «Конец света с
вариациями» (Москва, 2013) прозаики раскрывают с разных сторон тему
апокалипсиса, реинтерпретируя традиционные эсхатологические мотивы. В антологию
вошли произведения таких современных российских писателей-фантастов, как А. Кубатиев,
Ю. Зонис, И. Авельченко, М. Галина и другие.
В рассказе «Вы летите, как хотите!»
А. Кубатиева люди перестают быть доминирующим видом на планете, уступая
свое место Птицам. Уничижительное положение человека выделяется автором на
графическом уровне: социальное неравенство в обществе подчеркивается употреблением
строчной и прописной букв (человек – Птица). Согласно
классификации эсхатологических миров И. А. Бессонова [2], включающей
испорченный, чудесный, перевернутый и заколдованные миры, писатель изображает в
произведении перевернутый мир, в котором одной из примет наступления конца
света становится переворачивание: обыденные и привычные вещи меняются местами, доступные
ресурсы (вода, еда) становятся редкими и дорогими, люди уподобляются животным и
так далее.
В произведении устройство общества
и система его ценностей полностью изменяются. Так, рабочие места в офисах заменяются
насестами, кошки объявляются врагами народа и подлежат тотальному уничтожению, распространенным
языком общения становится не английский, а воробьиный. Писатель, используя
прием звукоподражания птичьему щебету, создает неологизмы на тему птиц и наделяет
их конкретным смысловым содержанием: фраза «я тебя люблю» звучит как «фюирр», а
ставшая оскорбительной в новом мире идиома «совсем по-человечески» – «фичи-чьюирр-чи-чи-чирр».
А. Кубатиев широко использует прием языковой игры: выражение «дежурная
фраза» превращается в «дежурную трель», «чистка [партийных. – Е. В.]
рядов» – в «чистку перьев», человеческие фамилии переименовываются на птичий
лад (САВчук – СОВчук) и так далее. В рассказе содержатся отсылки
к стихотворениям «Nevermore» Э. По и
«Ворон к ворону летит…» А. С. Пушкина, вызывая отчасти комичный
эффект буквальностью восприятия этих произведений героями рассказа. Так,
например, ворон Рейвен рассуждает о «ворронизме Пушкина» как одной из ярких художественных
особенностей его творчества, при этом отмечая смелость поэта, который не
побоялся упомянуть в стихотворении соколов, являющихся представителями служб
госбезопасности в новом, «птичьем» мире.
Перевернутый мир, изображаемый в
рассказе, является аллюзией на тоталитарные режимы XX
века
с такими характерными для них явлениями, как диссидентство,
репрессии, евгеника, и предстает в видении писателя как апокалиптическая
реальность, так как нормальный человек не может существовать в условиях тотального
контроля и полной несвободы. Единственным
шансом для общества становится еще одно переворачивание – очеловечивание Птиц.
Анималистические образы подсвечивают
эсхатологическую тему и в рассказе «Цветы зла, тернии добра» Ю. Зониса и
И. Авельченко. Действие произведения разворачивается в фантастической
реальности, в которой человечество пытается бороться с восставшей против
технократической экспансии природой. В рассказе господствующее положение
деревьев по отношению к людям так же, как и в рассказе «Вы летите, как хотите!»
А. Кубатиева, подчеркивается графически (человек – Лес).
Реальность, изображаемая в
произведении, по классификации И. А. Бессонова соотносится с
перевернутым миром, в котором вода и продовольствие строго ограничены, ядерное
оружие представляет собой живую бомбу с пыльцой и спорами, расстояние
измеряется в дендролигах (от греч. «dendron» – дерево), бумажные книги оказываются
старинной диковинкой и так далее.
Авторы моделируют бестиарный фон
при помощи галереи фантастических существ: лесовиков, дендроидов, мифологического
козлоногого существа Пана, жар-птиц, оживших деревьев и растений, которые
наделяются в рассказе антропоморфными чертами, и наоборот, симбионтов, людей с
зооморфными чертами.
Анималистика в произведении проникнута
фольклорными мотивами: в рассказе присутствуют стилистические повторы;
сказочные предметы и атрибуты, наделенные волшебными свойствами (например, мертвая
вода, рубашка из джи-крапивы, оживляющая умерших); содержатся отсылки к народным
легендам, приметам и преданиям. Ю. Зонис и И. Авельченко создают в
рассказе колоритный и сочный язык повествования, раскрашивая его оригинальными
выражениями на растительную тематику, например, «не ум, а сплошной раскисший
лишайник» [3, с. 229], «извести под корень род человеческий» [3, с. 244].
Писатели осмысливают бестиарную
тему в нестандартном ключе: коннотация образов выдуманных существ меняется на
полностью противоположную. Мифические звери в произведении не являются носителями
разрушительного начала и предвестниками конца света, напротив, бестиарий обладает
мощным созидательным зарядом. Так, например, наступление перемирия с Лесом
стало возможным только благодаря Пану, древнегреческому богу плодородия и дикой
природы, символизирующему единство людей и натуры в своем образе
получеловека-полуживотного.
Таким образом, анималистика в
литературе активно используется для осмысления эсхатологической темы. В сборнике
фантастических рассказов и повестей «Конец света с вариациями» изображения
бестиарных существ вплетаются в канву художественного текста, чтобы указать на
агонизирующее состояние мира и сигнализировать о наступлении ситуации конца
света. Авторы реинтерпретируют традиционные анималистические и бестиарные
образы, придавая им новую, неклассическую коннотацию: изображения реальных животных
в тексте наделяются пугающими чертами фантастических чудовищ, а мифические
звери, наоборот, предстают как мирные и безобидные существа. Писатели насыщают
анималистическую тему фольклорными элементами, неологизмами на тему животных и
растений, аллюзиями на другие произведения, в которых фигурируют образы зверей.
Анималистический фон делает художественную ткань произведений более яркой и
расширяет смысловое пространство текста.
Литература
1. Бакунова, Е. В. Место художественного анимализма в современном литературоведении [Электронный ресурс] / Репозиторий БарГУ. URL: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/2587/Mesto%20hudozhestvennogo%20animalizma%20v%20sovremennom%20literaturovedenii.pdf?sequence=1&isAllowed=y. (дата доступа: 10.02.2021)
2. Бессонов, И. А. Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук (10.01.09) / И. А. Бессонов; М: МГУ. М., 2010. 26 с.
3. Конец света с вариациями: фантастические повести и рассказы / сост. В. Точинов, В. Владимирский. М. : Эксмо, 2013. 544 с.
4. Литературоведческий словарь-справочник / Р. Т. Громяк и др.; под ред. О. З. Лебедевой-Гулей. Киев : Академия, 2007. 751 с.
5. Эпштейн, М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
[1] Например,
зооморфные боги Древнего Египта (шакал Анубис, кошка Бастет, сокол Ра,
фантастический зверь Сет), германо-скандинавский эсхатологический миф о появлении
на Земле хтонических чудовищ (волки Фенрир, Сколь и Хати, мировой змей
Ёрмунганд, пес Гарм) и наступлении Рагнарека и так далее.
Доброго дня. Тобто, у збірці есхатологічні мотиви переплітаються з фольклорними образами й апелюють до сил Природи?
ВідповістиВидалитиДобрый день. В сборнике "Конец света с вариациями" галерея анималистических и бестиарных образов помогает раскрывать эсхатологическую тему, как бы подсвечивая ее Фольклорные мотивы используют, например, Ю. Зонис и И. Авельченко в рассказе "Цветы зла, тернии добра" для создания колоритного неомифологического бестиарного фона.
ВидалитиДобрий день, цікава стаття. Дякую! Чи не входило в коло Ваших наукових пошуків дослідження анімалістичних образів в українській літературі? Якщо так, то чи широко вони представлені в ній?
ВідповістиВидалитиДобрый день! К сожалению, пока что в своих работах я не исследовала произведения украинских писателей, но планирую обратиться к украинским и белорусским авторам для сравнительного анализа анималистических и бестиарных образов в последующих статьях.
Видалити